понеділок, 9 травня 2011 р.

Аутичный ребенок - трудности общения

Ясно, что чем раньше вы начнете “подтягивать” ребенка, тем выше удастся поднять его уровень развития, и тем выше в итоге окажется качество его жизни при любой сложности нарушения.
Многое родители могут сделать сами, опираясь на советы врача, психолога, дефектолога или коррекционного педагога, но идеальный вариант это конечно сотрудничество со специалистом, который будет “вести” вашего ребенка необходимый период времени, который будет хорошо знать вашего ребенка и понимать, какая именно коррекционная работа ему подходит. Специалист должен регулярно проводить занятия с ребенком и периодически консультировать родителей, отвечая на возникающие по ходу вопросы, а родители, в свою очередь, должны выполнять рекомендации. Только в таком варианте сотрудничества непременно будет результат. Если есть возможность, хорошо посещать какую-нибудь группу, которую ведет специально обученный психолог или педагог, но индивидуальные занятия, конечно, очень важны.
Важно также самим потихоньку приучать малыша к общению с окружающими людьми в обычной бытовой среде – на детской площадке, в магазине, в гостях. Не стоит требовать от ребенка особой активности, если он к этому не готов, но сами ситуации общения ребенок должен хотя бы пронаблюдать и знать, сначала достаточно быть рядом с другими людьми, слышать и видеть. Ну а сами родители, конечно, должны разговаривать с ребенком как можно больше.
Тут работает несложный принцип – что стимулируется, то развивается, поэтому чем активнее мы общаемся с ребенком, чем больше он видит людей и слышит речь (конечно, в разумных пределах, все зависит от возраста и сложности нарушения) – тем активнее будет сам ребенок, тем больше навыков приспособления к окружающему социальному пространству он приобретет.
Но важен и другой принцип – ребенок все-таки должен получать адекватное, не травмирующее общение, это особенно важно в случае нарушений развития, поскольку адаптационные механизмы у такого ребенка работают плохо, и он, вместо того чтобы приспосабливаться к дискомфортному общению, предпочтет просто уйти от него. В этом причина частых случаев ухудшения состояния ребенка при попытках родителей отдать его в детский сад или водить на специальные групповые занятия – бывает так, что педагог или воспитатель просто не в состоянии сразу же правильно общаться с вашим ребенком, он ведь не знает его особенностей, не может уделить вашему ребенку достаточно времени - ведь в группе есть другие дети. И тогда ребенок, чувствуя себя дезориентированным в незнакомой обстановке, проявляет регресс в поведении, может даже временно перестать говорить, проявлять негативизм в поведении. Все это просто от неумения выстраивать конструктивное поведение, ребенок не знает, что делать, и замыкается в себе, а попытки навязать ему общение воспринимает как угрозу и защищается, активно или пассивно.
В таких случаях часто говорят об аутизме или аутистическом поведении, которое может как выступать самостоятельной проблемой, так и сформироваться на фоне любого нарушения развития, мешающего ребенку нормально контактировать с внешним миром и адекватно познавать его.

Немає коментарів:

Дописати коментар